Главная | Заболевания | Рак яичников

Рак яичников

Рак яичников — распространенное заболевание, которое составляет 4,3% от всего количества раковых болезней. Ежегодно заболевание уносит жизни 152 тыс. женщин в мире.

Рак яичников в Онкологическом центре «СМ-Клиника»

Если диагностировать и начать лечение рака яичников на ранней стадии, то полное выздоровление возможно в 94% случаев. Онкологический центр «СМ-Клиника» располагает современным диагностическим оборудованием и предлагает услуги онкогинекологов высокой квалификации.

Патология поражает один из яичников или реже два одновременно. Как правило, она возникает у женщин, у которых близкие родственники болели онкогинекологическими раковыми заболеваниями, в том числе раком молочной железы (в 10% случаев).

В зоне риска пациентки:

• в предклимактерическом состоянии;
  • с поздно наступившей менопаузой;
  • с проблемами менструального цикла;
  • с нарушениями гормонального фона;
  • после поздней беременности;
  • страдающие бесплодием;
  • имевшие многочисленные выкидыши;
  • не раз проводившие аборты.

Чаще всего рак яичников диагностируют у женщин 40-69 лет. В этом возрасте пациентки, находящиеся в зоне риска, обязательно должны проходить профилактические обследования.

Типы рака яичников

Злокачественные опухоли яичников у женщин принято классифицировать в зависимости от той ткани, из которой они происходят:

• Эпителиальные опухоли. Это наиболее часто диагностируемый тип — к нему относятся почти 90% всех выявленных случаев. Такое новообразование развивается из эпителиальных клеток, выстилающих яичники.
  • Стромальные опухоли. Формально они носят название сарком, поскольку происходят из соединительной ткани, имеющейся в яичниках. Такие новообразования обычно растут медленно, поздно метастазируют, но из-за крайне скудной симптоматики могут достигать очень больших размеров.
  • Герминогенные опухоли. Это самый редкий тип опухолей яичников, который происходит из зародышевых клеток, а потому такое новообразование считается врожденным.

Симптомы рака яичников

Клинические проявления этой патологии обычно имеют слабую выраженность, а кроме того, во многом (особенно на ранних стадиях) напоминают признаки воспалительного процесса в яичниках. Это значительно затрудняет своевременное выявление этого опасного заболевания, усложняет его лечение и ухудшает прогноз. Кроме того, наибольшее число случаев рака яичников диагностируют у женщин в период постменопаузы. И поэтому опухолевые симптомы у пациенток старшего возраста часто маскируются жалобами, характерными для других заболеваний. Например, женщины нередко обращаются к врачу общего профиля по поводу патологий ЖКТ, сердца и сосудов, почек и т.д.

Среди неспецифических признаков рака яичников выделяют:

• болевые ощущения в нижних отделах брюшной полости и в тазу, имеющие слабо выраженную интенсивность и тянущий характер;
  • увеличение (иногда несимметричное) размеров живота;
  • скопление жидкости в брюшной полости (асцит) на более поздних этапах развития опухоли, когда она начинает прорастать в окружающие ткани и органы, затрагивая, в частности, брюшину.

Но в большинстве случаев ранние этапы развития раковой опухоли в яичнике протекают практически бессимптомно. Учитывая это, специалисты Онкологического центра «СМ-Клиника» рекомендуют всем женщинам старше 45 лет как минимум 1 раз в год проходить профилактическое обследование у гинеколога, а также УЗИ органов малого таза.

Диагностика рака яичников

Довольно часто рак яичников у женщин становится неожиданной находкой при обследованиях органов брюшной полости и малого таза по поводу других заболеваний. И при подозрении на опухолевый процесс первым этапом диагностики становится тщательный врачебный осмотр пациентки и гинекологическое обследование.

Немалое диагностическое значение имеет также и ультразвуковое исследование, которое в этих случаях проводят трансвагинально. Также сегодня имеется много научных работ, которые свидетельствуют о важности выявления специфических онкологических маркеров СА 125 (карбогидратный антиген 125) и HE4 (белок-4 эпидермиса человека). Эти маркеры не обладают узкой специфичностью именно для рака яичников, а их концентрация в крови может повышаться и при ряде других опухолевых заболеваний гинекологической и негинекологической сферы. Тем не менее в сочетании с результатами транвагинального УЗИ высокий уровень этих онкомаркеров является достаточно надежным диагностическим признаком.

Дополнительными методами исследования, которые используются в нашей клинике при раке яичников, являются компьютерная и магнитно-резонансная томография органов малого таза. Кроме того, наиболее информативным способом определения опухоли в яичнике является его непосредственная биопсия с последующим гистологическим исследованием.

Наконец, опухоль яичников в онкологии рассматривается и с точки зрения наследственной предрасположенности. А потому при наличии у других членов семьи рака яичников и/или рака молочной железы пациентке показано генетическое консультирование и проведение генетических анализов для выявления мутаций генов BRCA1/ BRCA2 и MLH1/MSH2.

Лечение рака яичников

Самый распространенный и результативный метод избавления от этого заболевания — радикальная хирургическая операция. При оперативном вмешательстве основной задачей является максимально полное иссечение первичного опухолевого очага, а также резекция его метастазов. Нередко выполняют удаление всей матки, включая и маточные трубы, а также самих яичников с обеих сторон. Кроме того, обычно проводят полную или частичную резекцию брюшины. В случае, если опухолевый процесс уже затронул кишечник, могут удаляться и его пораженные участки.

Специалисты Онкологического центра проводят такие операции двумя способами: абдоминальным широким доступом или при помощи лапароскопии. Наши гинекологи-онкологи всегда отдают предпочтение малоинвазивным эндоскопическим методикам. Выполнение операции таким путем требует всего лишь нескольких небольших (1–2 см) разрезов на передней брюшной стенке. Через них в организм пациентки вводится миниатюрная видеокамера и все необходимые инструменты. Хирурги проводят вмешательство, глядя на большой экран, куда проецируется изображение с видеокамеры.

Преимущества лапароскопического способа по сравнению с традиционным широким абдоминальным доступом очевидны:

• минимальная травматизация окружающих здоровых тканей;
  • снижение риска появления послеоперационных осложнений;
  • существенное сокращение сроков госпитализации;
  • минимизация эстетических нарушений после вмешательства.

Но применить эндоскопические методики при раке яичников удается далеко не всегда. Выбор метода проведения операции зависит от индивидуальных особенностей клинического случая каждой конкретной пациентки, ее общего состояния, распространенности опухолевого процесса и других параметров. Наши врачи учитывают их все и выносят решение о предпочтительном способе вмешательства.

Вне зависимости от методики, операция проходит с использованием общей анестезии и длится обычно около 2 часов. После ее завершения пациентку переводят в палату интенсивного наблюдения, где она проведет следующие несколько суток.

Часто хирургическое вмешательство при раке яичников сочетается с лучевыми воздействиями и химиотерапией. Химиотерапию используют как перед оперативным вмешательством, так и после него. В ее ходе применяют специализированные лекарственные средства, которые способны с высокой избирательностью уничтожать злокачественно перерожденные клетки.

Химиотерапевтические процедуры принято разделять на два основных вида:

1. Неадъювантная химиотерапия. Ее используют для пациенток, у которых на данной стадии хирургическое лечение не является целесообразным. Такое лечение призвано максимально уменьшить количество опухолевых клеток в организме. После достижения этой цели врачи решают вопрос о возможности операционного вмешательства.
  2. Адьювантная химиотерапия. Проводят уже после хирургического лечения, ведь ее задача — уничтожение оставшихся после операции опухолевых клеток. Обычно курсы химиотерапии проходят циклично: введение препаратов занимает 1–2 дня, а затем следует перерыв на 2–3 недели. После этого проводится контрольное обследование и при необходимости цикл лечения повторяется. Кроме этого различают:
  3. Гипертермическую интраперитонеальную химиотерапию (HIPEC).

Суть метода заключается в том, что после хирургического удаления всех пораженных опухолью органов и видимых метастазов в брюшную полость вводится подогретый до 41-42 градусов раствор с химиопрепаратом. В отличие от традиционной системной внутривенной химиотерапии, такой метод имеет ряд преимуществ, позволяющих значительно улучшить качество жизни пациенток, их состояние, а также увеличить показатель выживаемости. HIPEC при лечении рака яичников доказала свою высокую эффективность у пациенток с распространенным процессом, когда имеется канцероматоз брюшины. Этот метод подходит пациенткам, которые в состоянии перенести обширное хирургическое вмешательство и при отсутствии других отдаленных метастазов в органах.

Осложнения рака яичников

Наиболее распространенным осложнением этой патологии является асцит на фоне канцероматоза брюшины. Его главный симптом при опухолях яичников у женщин — значительное увеличение объема живота, которое вызвано накоплением жидкости между листками брюшины. Кроме того, течение злокачественного процесса может осложняться метастазами в кости, легкие, печень и головной мозг, а также нарушениями проходимости кишечника.

Прогноз при раке яичника

Основным фактором, влияющим на прогноз, является стадия заболевания, на которой было начало лечение. В зависимости от нее пятилетняя выживаемость пациенток разнится от 70% на ранних этапах, до 5–10% — на поздних.

Источники: + клинические рекомендации по диагностике и лечению рака яичника ассоциации онкологов России, 2020 г.

1. Henderson J.T., Webber E.M., Sawaya G.F. Screening for Ovarian Cancer: Updated Evidence Report and Systematic Review for the Preventive Services Task Force. [Guideline]. The Journal of the American Medical Association. 2018. February, 13. 319 (6):595-606.
  2. Ovarian cancer statistics. World Cancer Research Fund, American Institute of Cancer Research, 22 August 2018. Andrew E. Green, Agustin A. Garcia, Samina Ahmed.
  3. Ovarian Cancer. Medscape. August, 10, 2020
  4. Ovarian Cancer. American Cancer Society. Cancer Information, Answers, and Hope. September, 2018.Ovarian, Fallopian Tube, and Primary Peritoneal Cancer Screening (PDQ®) – Health Professional Version. National Cancer Institute. April 20, 2020.
  5. Pedro T. Ramirez, Gloria Salvo. Ovarian Cancer. Merck Manuals Professional Edition, September, 2020.
  6. Ryerson A.B., Eheman C., Burton J., McCall N., Blackman D., Subramanian S., et al. Symptoms, diagnoses, and time to key diagnostic procedures among older women with ovarian cancer. Obstetrics & Gynecology. 2007 May. 109(5):1053-61.
  7. Никогосян С.О., Кузнецов В.В. Современная диагностика рака яичников // Российский онкологический журнал. — 2013. — № 5.

В нашем центре 4 врачей лечит данное заболевание.

Чичигин Алексей Александрович
Врач акушер-гинеколог, врач-онкогинеколог, врач высшей категории
Субботин Дмитрий Николаевич
Врач акушер-гинеколог, врач-онколог, врач высшей категории, к.м.н.
Ахмеров Радмир Дамирович
Врач-онколог, врач акушер-гинеколог, врач первой категории
Самойлов Александр Реджинальдович
Врач акушер-гинеколог, врач-онкогинеколог, врач высшей категории, к.м.н.

Прием (осмотр, консультация) врача-онколога повторный 2 200 руб.
Консультация хирурга / оперирующего специалиста по поводу операции (бесплатно по акции) 0 руб.