Erid: LdtCKcqoH ООО «ГК СМ-Клиника» ИНН 7743846660
Ранняя диагностика заболеваний: как, кому и зачем?
Главная | О нас | Статьи | Ранняя диагностика заболеваний: как, кому и зачем?

Ранняя диагностика заболеваний: как, кому и зачем?

19.06.2017

Регулярные профилактические осмотры имеют важное значение для своевременной диагностики ряда заболеваний.

Известно, что большинство болезней легче предотвратить, чем лечить, поэтому каждому человеку необходимо знать, какие диагностические мероприятия рекомендованы для его возрастной и социальной группы.

Специфичность проблемы ранней диагностики заболевания заключается в несознательном отношении пациента к своему здоровью: болезнь зачастую воспринимается как данность и неотвратимое событие, при этом отсутствует понимание того, что состояние здоровья требует столь же пристального внимания, как и другие сферы жизни человека. Между тем выявить заболевание еще до появления первых симптомов – значит подарить себе шанс на полное излечение без последствий для всего организма, предотвратить прогрессирование заболевания, переход его в хроническую стадию и уменьшить риск развития сопутствующих заболеваний, которые способны негативно повлиять и на работоспособность человека, и на его социальную активность, и на общее качество жизни. Кроме того, немаловажным преимуществом своевременной диагностики является тот факт, что своевременное лечение заболевания на ранних стадиях предполагает меньшие финансовые затраты.

Ежегодная профилактика наиболее распространенных заболеваний представляет собой программу обследования, которая подбирается индивидуально в зависимости от возраста, пола и анамнеза. Именно поэтому так важно обратиться к специалисту, который составит корректный план обследования на основании первичных данных (пол, возраст, жалобы, анамнез, особенности образа жизни и условий труда) в соответствии с клиническими рекомендациями ВОЗ и стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения РФ. При этом стандарты оказания медицинской помощи* регламентируют как необходимый объем исследования, так и кратность проводимых диагностических исследований. Именно поэтому целесообразность самодиагностики исключается: свое здоровье необходимо доверить грамотному специалисту.

Современные методы диагностики включают в себя в первую очередь лабораторную диагностику – исследование различных сред организма с целью определения состояния тканей, органов и выявления возможных нарушений в их работе. Данный метод диагностики позволяет:

• подтвердить или исключить клинический диагноз, установить его причину и уточнить степень его тяжести;
  • выявить гормональные нарушения;
  • обнаружить наличие воспалительного процесса;
  • выявить недостаток витаминов и макроэлементов.

В первую очередь показано регулярное медицинское обследование:

• лицам с факторами риска (избыточный вес, повышенное давление, вредные привычки, в том числе пищевые, стрессы, малоподвижный образ жизни, ослабленный иммунитет и состояние после перенесенных тяжелых заболеваний);
  • лицам старшей возрастной группы в связи с увеличением риска заболеваний, в том числе онкологических;
  • при наличии хронических заболеваний, которые могут провоцировать развитие «побочных» заболеваний;
  • лицам, чья деятельность связана с работой на вредных производствах, также проживающим в неблагоприятной экологической обстановке;
  • при наличии в анамнезе заболеваний, которые имеют склонность к рецидиву;
  • при условии наследственной предрасположенности к некоторым заболеваниям (в частности, заболевания ЖКТ, эндокринные нарушения, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).

Примерный список рекомендуемых стандартных ежегодных обследований для мужчин и женщин:

Вид анализа/обследования

Мужчины и женщины,
кратность

Назначение анализа/обследования

Общий и биохимический анализ крови

ежегодно

- позволяет оценить общее состояние организма и иммунитета, а также исключить анемию, воспалительные процессы, скрытые инфекции, оценить общее состояние иммунитета;

Общий анализ мочи

1 раз в год

- показывает состояние мочевыделительной системы;

Анализ крови на липидный спектр и на уровень холестерина являются

1 раз в год

- показывает состояние обмена веществ, выявляет группу риска по атеросклерозу;

Анализ крови на глюкозу

ежегодно

- выявляет нарушение обмена веществ и работы соответствующих внутренних органов;

ежегодно

- профилактики выявления туберкулёза и онкологических процессов в легких;

ЭКГ

1 раз в 2-3 года до 40 лет, далее - ежегодно

- позволяет выявить возможные нарушения работы сердца, оценить состояние сердечной мышцы;

органов брюшной полости и забрюшинного пространства

ежегодно

- исследование и оценка состояния внутренних органов;

УЗДГ сосудов головы и шеи

1 раз в год для лиц старше 45 лет

- позволяет своевременно назначить липидоснижающую терапию для профилактики инсульта

Колоноскопия

1 раз в год для лиц старше 45 лет

- позволяет выявить на ранней стадии рак толстого кишечника и полипы в кишечнике

Инфекции (ВИЧ, гепатиты В и С)

ежегодно

- исключение соответствующих заболеваний и их носительства;

Посещение узких специалистов (стоматолог, окулист)

1 раз в год

- профилактический осмотр и своевременное лечение в случае необходимости;

Измерение давления

ежегодно до 40 лет, далее – раз в квартал

- выявление начальных стадий гипертонической болезни;

Денситометрия

после 50 лет - ежегодно

- диагностика плотности костной ткани и предрасположенности к остеопорозу;

Анализ крови на онкомаркеры

1 раз в год для лиц старше 45 лет

- выявление некоторых видов рака на ранних стадиях.

В особую группу стоит выделить заболевания, имеющие гендерные признаки с неблагоприятным прогнозом при несвоевременно начатом лечении. В первую очередь, это рак груди у женщин, а у мужчин, к таким заболеваниям можно отнести рак простаты или яичка. Именно поэтому женщинам старше 39 лет рекомендован ежегодный профилактический осмотр у маммолога, прохождение маммографии и ультразвукового исследования молочных желез, что является общепринятой мировой практикой. Кроме того, женщинам в любом возрасте рекомендовано взятие мазка на цитологическое исследование. В свою очередь мужчинам после 40 лет показано ежегодное посещение уролога и рекомендован анализ крови на ПСА (простатический специфический антиген). Как женщинам, так и мужчинам, необходимо регулярно исключать ИППП и ЗППП, в том числе протекающие бессимптомно.

К отдельной категории пациентов относятся также семейные пары репродуктивного возраста, планирующие беременность; кроме того, период беременности сам по себе является показанием для назначения целого ряда соответствующих анализов и обследований.

В последнее время в связи с общим повышением медицинской грамотности и доступности информации все большее количество людей приходят к пониманию необходимости регулярного обследования, чаще обращают внимание на симптомы и первые проявления заболевания. Как показывает практика, большинство онкологических заболеваний успешно излечиваются при обнаружении их на ранней стадии.

Благодаря появлению медицинских центров, предлагающих широкий спектр специализированных услуг в удобное для пациента время, стало возможным совмещать обследование организма без ущерба для основной деятельности, и пациенты имеют возможность более тщательно следить за своим здоровьем. Это дает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне не только самому человеку, но и его близким.

На базе «СМ-Клиника» есть возможность пройти обследование любого уровня сложности, а при выявлении каких-либо проблем со здоровьем наши специалисты готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь, включая высокотехнологичную.

٭  на основании Федерального закона №323 –ФЗ от 21.11.2011г «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказа Министерства здравоохранения РФ от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» и приказа № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или опасных) факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных, предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».