Рак паращитовидной железы

Что такое рак паращитовидной железы?

Рак паращитовидной железы — онкологическое заболевание, при котором злокачественная опухоль формируется в структуре одной или нескольких паращитовидных желез.

Рак паращитовидной железы считается редкой онкопатологией. В структуре других онкологических заболеваний на долю этого заболевания приходится до 2%. Обычно новообразование диагностируют у людей старше 50 лет.

Если трансформируются неизмененные клетки железы, говорят о первичном раке. При малигнизации доброкачественного образования (аденомы) рак считается вторичным.

Опухоли паращитовидной железы характеризуются инвазивным, однако медленным ростом. Диагностика патологии на ранних стадиях развития способствует благоприятному прогнозу.

Виды

Исходя из степени распространенности патологического процесса, выделяют следующие стадии развития заболевания:

• Первая — опухоль расположена в структуре одной из паращитовидной желез.
  • Вторая — новообразование увеличивается в размерах, возможна инвазия в ткани щитовидной железы.
  • Третья — раковая опухоль проникает в окружающие ткани. Возможно вовлечение регионарных лимфатических узлов.
  • Четвертая — в патологический процесс вовлекаются не только близко расположенные органы, но и отдаленные.

Симптомы

На ранних стадиях рак паращитовидной железы может развиваться бессимптомно. Однако большинство опухолей являются гормонопродуцирующими. Повышение уровня паратгормона в крови сопровождается достаточно яркими клиническими проявлениями, что способствует диагностике заболевания на ранних этапах развития. Признаки рака паращитовидной железы могут быть следующими:

• единичные или множественные мелкоузелковые образования на шее;
  • ощущение давления в области шеи;
  • охриплость голоса;
  • раздражительность;
  • слабость;
  • жажда;
  • снижение аппетита;
  • боли в животе;
  • учащенное мочеиспускание;
  • нарушения стула;
  • тошнота;
  • отсутствие аппетита;
  • артериальная гипертензия.

На поздних стадиях опухоль может достигать внушительных размеров, сдавливать структуры и изменять внешний вид шеи. Продолжительная гиперкальциемия провоцирует развитие мочекаменной болезни, язвы желудка, панкреатита, желчнокаменной болезни и нарушений в работе сердца. Изменения в работе нервной системы приводят к депрессиям и психозам.

При распространенном раке наблюдаются нарушения глотания, проблемы с голосом, парез гортани, а также увеличение шейных и подключичных лимфатических узлов.

Причины

Рак паращитовидной железы развивается вследствие злокачественной трансформации эпителия железы или аденоматозного узла. Причинами малигнизации могут быть следующие факторы:

• наследственная предрасположенность;
  • мутации в гене циклина D1;
  • синдром множественных эндокринных неоплазий;
  • почечная недостаточность;
  • облучение тканей шеи при лечении других опухолей;
  • хроническая интоксикация солями тяжелых металлов;
  • дефицит кальция в организме;
  • дефицит йода;
  • нерациональное питание.

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика

При подозрении на рак паращитовидной железы проводится комплексное обследование. Первым этапом является лабораторная диагностика. Назначают общий анализ крови и мочи, определение уровня кальция и фосфатов и анализ на паратгормон. Визуализационные диагностические процедуры (УЗИ, КТ, МРТ) позволяют оценить расположение и размеры пораженной железы, а также наличие инвазии опухоли в окружающие ткани. По результатам МРТ с контрастным усилением можно сделать предварительные выводы о природе новообразования.

Верифицировать опухоль позволяет тонкоигольная аспирационная биопсия. Однако с учетом расположения паращитовидных желез ее проведение не всегда возможно (затрудненный УЗ-контроль) и в большинстве случаев нецелесообразно (имеется риск распространения метастазов в связи с повреждением капсулы железы).

Для выявления метастазов в отдаленных органах применяют УЗИ, рентгенографию, КТ, МРТ, сцинтиграфию и другие методы.

Мнение эксперта

Рак паращитовидной железы развивается медленно и хорошо поддается лечению при условии своевременной диагностики. Однако нередко это заболевание склонно к рецидивам. После выздоровления пациенту рекомендовано регулярное наблюдение. Лабораторные исследования позволяют выявить предвестники рецидива в виде биохимических нарушений и предпринять необходимые меры.

Серяков Александр Павлович
Врач-онколог, врач-гематолог, врач-радиотерапевт, д.м.н., профессор, отличник здравоохранения РФ, ведущий специалист. Руководитель онкологического центра «СМ-Клиника»

Лечение рака паращитовидных желез

Комплексное обследование позволяет объективно оценить клиническую ситуацию и подобрать оптимальную тактику лечения. Первый этап всегда заключается в хирургической операции, в процессе которой удаляют опухоль. Вмешательство может дополняться консервативными мероприятиями, направленными на устранение остаточных атипичных клеток.

Консервативное лечение

Терапевтические мероприятия проводятся после хирургической операции. В комплексном лечении рака паращитовидной железы применяют химиотерапию и лечение радиоактивным йодом. Недостаточность паращитовидной железы компенсируют препаратами витамина D и кальция. При необходимости назначается заместительная терапия гормонами щитовидной железы.

Хирургическое лечение

Операция при раке паращитовидной железы подразумевает ее тотальное удаление в пределах здоровых тканей, при этом важно не повредить ее капсулу. При инвазии опухоли в щитовидную железу удаляют соответствующую долю и перешеек (в некоторых случаях требуется удалить весь орган). При необходимости операцию дополняют лимфодиссекцией.

Профилактика

Профилактика рака паращитовидной железы подразумевает тщательный контроль состояния органа при наличии предрасполагающих патологий. Ежегодное УЗИ щитовидной железы позволяет своевременно выявить патологические изменения в структуре паращитовидных желез. Общая профилактика подразумевает полноценное питание и коррекцию дефицитных состояний.

Реабилитация после хирургического лечения

Вмешательства на паращитовидных железах проводятся открытым способом. После хирургического этапа при необходимости назначают химиотерапию. Стационарное наблюдение длится 2-5 дней. Уже через 2 недели пациент может вернуться к привычному образу жизни.

Какой врач занимается лечением рака паращитовидной железы?

Лечением рака паращитовидной железы занимается врач-онколог.

Может ли рак паращитовидной железы рецидивировать в оставшихся железах?

Да, показатель рецидивов достигает 50% на протяжении 5 лет после первого эпизода. Именно поэтому после выздоровления важно наблюдаться у онколога.

Лечится ли рак паращитовидной железы консервативными способами?

Нет. Консервативные мероприятия могут только дополнять хирургическое лечение.

Источники

Лукьянов С. В., Алубаев С. А., Алексеева Г. А. Диагностика и лечение опухолей паращитовидных желез. 2013 г.

Кваченюк А.Н. Рак паращитовидной железы. 2014 г

Заболевания по направлению Хирург