Рак желудка

Что такое рак желудка?

Лечением рака желудка занимается онколог.

Рак желудка развивается из эпителиальных клеток органа. Вначале опухоль поражает слизистую оболочку желудка, а по мере роста проникает в мышечную и серозную оболочки и разрушает стенку органа.

Злокачественные опухоли желудка обычно диагностируют у лиц 40-60 лет, чаще — у мужчин. Около 80% пациентов — это пациенты с запущенными формами. У большинства из них обнаруживаются метастазы. В общей структуре онкопатологий злокачественные опухоли желудка занимают третье место, как причина смертности среди взрослого населения.

В большинстве случаев опухоли образуются при злокачественной трансформации железистых клеток (аденокарцинома). Примерно 6% приходится на плоскоклеточный рак. Другие формы встречаются намного реже.

Особенностью злокачественных опухолей желудка является их склонность к метастазированию. Вторичные очаги могут обнаруживаться в лимфоузлах, других отделах желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), легких.

Они становятся причиной разнообразных дисфункций и внутренних кровотечений.

Виды рак желудка

Международная классификация онкологических заболеваний (TMN) предполагает оценку патологического процесса по трем характеристикам:

• T (распространенность первичной опухоли). Нулевой стадии соответствует предрак, первой ― поверхностное расположение опухоли в слизистом слое, второй ― вовлечение подслизистого и мышечного слоев, третьей ― поражение всей желудочной стенки, четвертой ― вовлечение близлежащих органов.
  • N (метастазирование в лимфоузлы). При нулевой стадии лимфатические структуры не вовлечены, при первой — атипичные клетки выявляются в регионарных лимфоузлах, при второй — в отдаленных, при третьей могут быть поражены многочисленные группы лимфоузлов.
  • M (метастазы в отдаленных органах). При нулевой стадии вторичные опухоли отсутствуют, при первой — выявляются в органах-мишенях.

В зависимости от размеров, особенностей расположения первичной опухоли и распространения метастазов, в каждой стадии выделяют подстадии (A, B, C).

Симптомы рак желудка

Ранние стадии заболевания зачастую протекают скрыто. В этот период опухоли обнаруживаются случайно — при обследовании по поводу другого заболевания или в связи с появлением неспецифических симптомов патологии пищеварительного тракта.

Манифестация заболевания обычно происходит на 2-3-й стадии заболевания. В это время могут появляться следующие симптомы:

• изжога;
  • неприятная отрыжка;
  • тяжесть в животе после еды;
  • отвращение к некоторым продуктам;
  • метеоризм;
  • тошнота;
  • снижение аппетита;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • необоснованная потеря веса;
  • субфебрилитет.

На поздних стадиях симптомы обусловлены осложнениями (кровотечением, поражением соседних или отдаленных органов). На 3-4-й стадиях проявлениями рака могут быть:

• рвота с кровью;
  • мелена (дегтеобразный стул);
  • тупые и острые боли различной локализации;
  • выраженное похудание (на грани с истощением);
  • чувство переполнения желудка при употреблении незначительного количества еды;
  • асцит (скопление жидкости в брюшной полости);
  • желтуха и пр.

Причины рак желудка

Механизм перерождения клеток слизистой оболочки желудка до сих пор ученым окончательно не известен. Предрасполагающими факторами признаны:

• неблагоприятный семейный анамнез (случаи рака пищеварительного тракта у близких родственников);
  • хронические заболевания органов ЖКТ;
  • хеликобактериоз;
  • перенесенные операции на желудке;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя);
  • токсическое воздействие химических веществ.

Спровоцировать развитие опухоли могут стресс, отравление, прием медикаментов, грубые нарушения в диете (дефицит овощей и фруктов, злоупотребление копченостями, жирной пищей, полуфабрикатами и пр.).

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика рак желудка

Основной метод диагностики рака желудка ― ФГДС (фиброгастродуоденоскопия). В процессе процедуры в полость желудка вводят эндоскоп (гибкую трубку с камерой и манипулой на конце). Изображение с камеры выводится на монитор. В процессе изучения слизистой определяют локализацию опухоли и ее приблизительный размер. Для определения гистологического типа выполняю биопсию (забора тканей из очага перерождения). Полученный фрагмент отправляют на морфологическую экспертизу. По результатам исследования проводят верификацию диагноза и оценивают степень злокачественности опухоли.

Эти сведения важны при подборе тактики лечения. Чтобы оценить размеры опухоли, выполняют рентгенологические исследования. Для оценки состояния лимфоузлов и других органов проводят КТ или МРТ с контрастом. Дополнительно выполняют лабораторные анализы на онкомаркеры.

Мнение эксперта

В большинстве случаев злокачественные опухоли желудка долго остаются недиагностированными из-за страха пациентов перед эндоскопией. Процедуру действительно нельзя назвать приятной. Однако это «золотой стандарт» ранней диагностики патологий ЖКТ, в том числе на стадии предрака, когда лечение проводится одномоментно, сопровождая диагностическую процедуру. В современных медицинских центрах эндоскопические обследования проводятся в состоянии медикаментозного сна. Международные стандарты оказания медицинской помощи подразумевают заботу о психологическом комфорте пациента. Главное, чтобы в клинике были условия для реализации этого требования.

Серяков Александр Павлович
Врач-онколог, врач-гематолог, врач-радиотерапевт, д.м.н., профессор, отличник здравоохранения РФ, ведущий специалист. Руководитель онкологического центра «СМ-Клиника»

Лечение рака желудка

Почти во всех случаях лечение онкологических заболеваний проводится комплексно с применением радикальных и консервативных способов. Терапевтическая тактика подбирается в персональном порядке с учетом гистологического типа опухоли и стадии развития заболевания.

Основным способом лечения рака желудка является хирургическая операция. На ранних стадиях возможно частичное сохранение органа, на поздних — проводится тотальное удаление.

Противоопухолевая терапия с целью уничтожения остаточных злокачественных клеток может назначаться перед вмешательством или после него. При неоперабельных опухолях применяется паллиативный подход.

Врачи делают все возможное для замедления прогрессирования заболевания и повышения качества жизни пациента.

Консервативное лечение

При раке желудка проводятся курсы химиотерапии и таргетной терапии. В первом случае применяются различные сочетания препаратов с токсическими свойствами, которые пагубно действуют на опухолевые клетки, блокируют процессы их деления, сдерживая рост опухоли. Неблагоприятным эффектом химиотерапии является токсическое воздействие препаратов на здоровые клетки, поэтому лечение переносится достаточно тяжело.

Таргетные препараты имеют сродство к злокачественным клеткам на молекулярно-генетическом уровне. Они встраиваются в жизненный цикл клетки и провоцируют гибель. Такие вещества не оказывают существенного влияния на здоровые клетки, а лечение пациенты переносят гораздо лучше (в сравнении с химиотерапией).

Хирургическое лечение

Хирургические способы лечения рака подразумевают частичное или полное удаление желудка. Органосохраняющие операции проводятся на начальных этапах развития заболевания и подразумевают удаление 30-60% желудка (верхней или нижней части в зависимости от локализации опухоли). Целостность органа восстанавливается путем создания анастомоза.

Гастрэктомия подразумевает полное удаление органа. Зачастую в процессе операции выполняют лимфодиссекцию (удаление регионарных лимфоузлов). При тотальной гастрэктомии удаляют желудок и окружающие ткани. Органы, в которые проникли злокачественные клетки, подлежат частичному или полному удалению. Функции ЖКТ восстанавливают с помощью анастомозов.

При паллиативных операциях, когда удаление опухоли нецелесообразно, восстанавливают проходимость ЖКТ. С этой целью формируют ложный желудок («в обход» опухоли) или устанавливают стент (последний сдерживает рост опухоли и уменьшает давление на окружающие ткани).

Профилактика рака желудка

Поскольку механизм развития большинства онкопатологий не изучен до конца, не существует мероприятий, способных направленно защитить от рака. Однако в силах каждого человека свести к минимуму воздействие триггерных факторов. Снизить риск заболевания можно с помощью следующих мероприятий:

• профилактические обследования;
  • своевременное лечение заболеваний ЖКТ;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Реабилитация после хирургического лечения

После хирургической операции проводится медикаментозная терапия для профилактики осложнений. Пациенту назначают диету, которой нужно придерживаться пожизненно. После достижении ремиссии все онкобольные должны регулярно проходить комплексные осмотры у онколога с проведением лабораторной и инструментальной диагностики.

Видео по теме

Лечение рака желудка

Какой врач занимается лечением рака желудка?

Лечение заболевания проводит онколог.

Какие шансы выздороветь при раке желудка?

Правильное лечение заболевания на ранних этапах развития позволяет более, чем 70% пациентов достигнуть стойкой ремиссии.

Как влияет на качество жизни удаление желудка?

После гастрэктомии пациенту необходимо следить за составом рациона, питаться дробно и отдавать предпочтение блюдам, имеющим мягкую консистенцию. Также назначается медикаментозная терапия, направленная на лучшее переваривание и усвоение питательных веществ, показаны витаминно-минеральные комплексы. Если придерживаться рекомендованных принципов, то можно избежать появления пищеварительных расстройств.

Источники

Гарин А.М., Базин И.С. Злокачественные опухоли пищеварительной системы. М. 2003, С. 74-104

Щепотин И.Б., Эванс С.Р.Т. Рак желудка: практическое руководство по профилактике, диагностике и лечению. Киев, 2010

Черноусов А.Ф., Поликарпов С.А., Черноусов Ф.А. Хирургия рака желудка М. 2014