Главная | Заболевания | Рак анального канала

Рак анального канала

Анальный канал — это концевая узкая часть прямой кишки, которая расположена между ее ампулярным (верхним) отделом и анусом, то есть, заднепроходным отверстием. Рак анального канала диагностируют нечасто, примерно у 1 человека на 10 000 населения. Мужчины более подвержены этой патологии, чем женщины.

Симптомы рака заднего прохода

Рак анального канала — это злокачественная опухоль в области заднего прохода. По типу опухолей выделяют два вида рака анального канала: плоскоклеточный рак (встречается в 80% всех выявленных случаев) и аденокарциному.

Среди основных проявлений злокачественных опухолей анальной области можно выделить:

• кровяные примеси ярко-алого цвета в каловых массах;
  • болевые ощущения, возникающие в процессе дефекации;
  • распространение боли в промежность, половые органы, низ живота и даже бедро;
  • затруднения при дефекации, вызванные частичным перекрытием просвета анального прохода опухолью;
  • изменение формы каловых масс (они становятся тонкими, поскольку сдавливаются опухолью на выходе);
  • чувство постоянной наполненности прямой кишки.

Кроме того, признаками рака заднего прохода могут быть общие симптомы, которые встречаются и при других онкологических патологиях:

• общая слабость;
  • повышенная утомляемость;
  • невыраженное, но постоянное увеличение температуры тела;
  • беспричинная потеря веса и т.д.

Важным моментом является то, что даже значительно выраженный болевой синдром — еще не свидетельство запущенности и неоперабельности опухоли. Сильные болевые ощущения при раке ануса объясняются, прежде всего, большим количеством нервных окончаний в этой области.

Также необходимо помнить, что раковые патологии анального канала могут длительное время никак не проявлять себя клинически. В подобных случаях заболевание обнаруживают только на позднем этапе развития, что значительно ухудшает прогноз и усложняет лечение. Поэтому при появлении подобных симптомов принимать меры необходимо незамедлительно.

Почему возникает данное заболевание?

рак анального канала текст.jpg

Причина раковой опухоли анального канала, как и всех злокачественных опухолей — мутация клеток, при которой они начинают бесконтрольно размножаться. Кроме того, специалисты-онкологи выделяют и группу факторов риска, к которой относятся:

• папилломавирусная инфекция онкогенных типов (16, 18 и другие);
  • анальный секс, повреждающий слизистую;
  • пожилой (более 50 лет) возраст пациента;
  • наследственная предрасположенность;
  • хронические запоры с травматизацией слизистой проходящими твердыми каловыми массами;
  • для женщин — рак шейки матки;
  • хронические воспалительные патологии (проктит) анальной области;
  • анальные трещины и аноректальные свищи;
  • доброкачественные опухоли анального канала (полипы), имеющие риск озлокачествления;
  • геморроидальное расширение венозных сосудов, расположенных в перианальной клетчатке;
  • патологическое ороговение эпителиальных клеток слизистой оболочки прямой кишки (лейкоплакия);
  • инфекционные поражения прямой кишки;
  • табакокурение;
  • наличие избыточной массы тела;
  • несбалансированный рацион питания, содержащий малое количество клетчатки и др.

Стадии рака заднего прохода

Степень прогрессирования этого заболевания определяют в зависимости от размеров опухоли и ее проникновения в окружающие органы и ткани:

• нулевая стадия — новообразование не выходит за границы слизистого слоя анального прохода;
  • стадия I — максимальный диаметр опухоли составляет не более 2 см, нет поражения окружающих лимфатических узлов;
  • стадия IIА — поражения лимфатических узлов еще нет, а максимальный размер опухоли не превышает 5 см;
  • стадия IIB — поражения лимфатических узлов еще нет, но максимальный размер опухоли уже более 5 см;
  • стадия III — злокачественно перерожденные клетки определяются в соседних лифмоузлах, либо новообразование проросло в окружающие органы (влагалище, предстательную железу, мочеиспускательный канал и др.);
  • стадия IV — определяются отдаленные метастазы.

Как диагностируют рак заднепроходного канала?

Выявление данного заболевания обычно не составляет особенных проблем, поскольку анальный канал — это концевой отдел прямой кишки, доступный для обследования. Для установления диагноза обычно достаточно пальцевого зондирования и взятия биопсии из подозрительного участка. Далее полученный образец ткани отправляют в лабораторию для цитогистологического исследования под микроскопом, которое даст однозначный ответ о природе изменений. Для уточнения стадии развития и местоположения опухоли можно провести эндоскопическую аноскопию или ректороманоскопию, а также исследование прямой кишки при помощи ультразвука и/или магнитно-резонансной томографии (МРТ) малого таза. Компьютерная томография органов грудной и брюшной полостей (КТ ОГП, ОБП) применяется для исключения отдаленных метастазов при раке анального канала и является стандартом в уточняющей диагностике в большинстве развитых стран.

Также до начала лечения рекомендуется проводить исследование уровня антигена плоскоклеточной карциномы (SCC) в крови для оценки прогноза и последующего мониторинга эффективности лечения.

Лечение раковых опухолей анального канала

Основным методом лечения всех пациентов неметастатическим плоскоклеточным раком анального канала (Т1-4N0-2M0) является химиолучевая терапия по радикальной программе.

Пациентам с метастатическим плоскоклеточным раком анального канала рекомендуется проведение системной химиотерапии.

Хирургическое лечение рекомендуется выполнять только пациентам с рецидивом или продолженным ростом опухоли после химиолучевой терапии не раньше 26-29 недель после завершения химиолучевой терапии.

На первом этапе хирургическое лечение показано лишь пациентам с острым, не купирующимся консервативно, жизнеугрожающим кровотечением из опухоли, а также пациентам с острой кишечной непроходимостью и/или ректовагинальным/наружным кишечным свищом, связанным с опухолью анального канала с формированием разгрузочной двухствольной трансверзостомой и последующим проведением химиолучевой терапии.

Подробнее о хирургическом лечении рака анального канала

Каков прогноз при раке заднего прохода?

Данная патология характеризуется заметно меньшей летальностью, чем злокачественные опухоли более высоких отделов толстого кишечника. Если к лечению приступить на ранней стадии болезни, то пятилетнюю выживаемость демонстрируют более половины больных. Кроме того, такие опухоли нечасто достигают IV степени развития с образованием метастазов, поскольку практически всегда пациент обращается к врачу раньше. Это дополнительно улучшает прогноз.

В нашем центре 5 врачей лечит данное заболевание.

Пильх Михаил Данилович
Врач-онколог высшей категории, врач онкодерматолог
Егиев Валерий Николаевич
Врач-хирург, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой хирургии и онкологии ФПК МР МИ РУДН
Макаров Олег Геннадьевич
Врач-проктолог, к.м.н., врач высшей категории
Пересада Игорь Валерьевич
Врач-колопроктолог, онкохирург, к.м.н.
Шипилов Илья Геннадьевич
Врач онколог-маммолог, врач-хирург высшей категории, врач химиотерапевт, врач онкодерматолог, к.м.н.

Консультация врача-онколога (повторная) 1 700 руб.
Консультация хирурга / оперирующего специалиста по поводу операции (бесплатно по акции) 0 руб.