Главная | Заболевания | Рак шейки матки

Рак шейки матки

Злокачественные новообразования шейки матки по частоте встречаемости среди женского населения планеты уступают только опухолям молочной железы. Поэтому специалисты-онкологи всего мира уделяют пристальное внимание вопросам своевременной диагностики и эффективного лечения этого заболевания.

Факторы риска развития рака шейки матки

Раком шейки матки называют злокачественную опухоль, которая поражает нижний сегмент матки — шейку, соединяющею внутреннюю полость с влагалищем.

Выделяют две формы заболевания: плоскоклеточный рак и аденокарциному. Чаще (до 90% от всех больных) диагностируют плоскоклеточный рак, аденокарциному — в 10% от всех выявленных случаев.

Появлению рака могут способствовать следующие факторы:

• вирус папилломы человека 16-го, 18-го и других онкогенных серотипов;
  • начало сексуальной жизни в юношеском возрасте (до 16 лет), частая смена сексуальных партнеров;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • курение и злоупотребление алкогольными напитками.

Сигналом для того, чтобы обратиться к онкологу, могут быть различные предраковые формы заболевания: дисплазия шейки матки, неоплазия, наличие остроконечных кондилом и ряд других патологий.

Симптомы рака шейки матки на ранней стадии

К сожалению, на начальных этапах развития это заболевание зачастую не имеет никаких проявлений. Но с прогрессом опухолевого процесса могут появляться следующие признаки:

Для поздних стадий рака характерны следующие симптомы:

• вагинальные кровотечения вне менструации;
  • выделение крови из влагалища после половых актов или гинекологических осмотров;
  • нарушения менструального цикла;
  • беспричинные болезненные ощущения в малом тазу;
  • боли в процессе полового акта.

Симптомы и признаки рака шейки матки на более поздних стадиях

• боли, способные распространяться на поясницу, бедро, промежность и анальную область;
  • отеки мягких тканей ног, обусловленные сдавлением лимфатических протоков;
  • затруднения мочеиспускания вплоть до полной его невозможности, или, наоборот, учащенные мочеиспускания, по причине реактивного воспаления в почках или мочевом пузыре;
  • запоры, вызванные прорастанием опухоли в прямую кишку, а также снижением тонуса кишечника.

Кроме этого, у пациенток также могут наблюдаться и общие симптомы онкологической интоксикации в виде:

• нарастающей слабости и утомляемости;
  • беспричинной потери массы тела;
  • повышения температуры тела до 37,5 °С, которое сохраняется длительное время;
  • анемических явлений.

Каковы причины развития этой патологии?

Наиболее распространенный фактор, который приводит к появлению опухоли шейки матки, – инфицирование вирусом папилломы человека. Он передается половым путем, и в норме иммунная система человека способна успешно уничтожать его. Но при ее ослабленном состоянии вирус может годами находиться в организме пациентки. Со временем его наличие приводит к злокачественному перерождению эпителиальных клеток шейки матки.

Кроме вируса папилломы человека, онкологи выделяют и другие факторы, способствующие возникновению злокачественного процесса:

• начало половой жизни в возрасте менее 16 лет;
  • наличие более 3 половых партнеров на протяжении 1 года;
  • злоупотребление табакокурением.

Как диагностируют рак шейки матки?

Нередко эта опухоль быстро прогрессирует и рано дает метастазы. Поэтому раннее выявление заболевания становится важнейшим фактором успешности лечения. Но ввиду того, что признаки рака шейки матки на ранней стадии обнаружить сложно, наиболее результативным способом своевременной диагностики служат периодические профилактические осмотры у гинеколога.

Также к специалисту следует обратиться как можно скорее и при появлении вышеперечисленных симптомов. Для точного установления причины их возникновения используют следующие исследования:

• определение в клетках эпителия папилломавируса человека;
  • ПАП-тест для выявления злокачественно перерожденных клеток на маточной шейке;
  • кольпоскопия (визуальное обследование шейки матки при помощи увеличивающего оптического прибора – кольпоскопа) со взятием биологического материала для цитологического исследования.

Как лечат рак матки?

Наиболее эффективным методом лечения рака шейки матки в онкологии считается хирургическое вмешательство, объем которого зависит от стадии развития опухоли:

Если новообразование проникло в толщу тканей не более чем на 3 мм, и распространилось в стороны не более чем на 7 мм, то это считается начальным этапом заболевания. Здесь достаточной операцией считается конизация шейки матки с выскабливанием слизистой цервикального канала.

При прорастании опухоли в ткани на 3-5 мм показано тотальное удаление матки, совмещенное с иссечением лимфатических узлов малого таза. Хотя иногда для сохранения репродуктивной функции можно ограничиться широкой конизацией или удалением шейки матки и тазовых лимфатических узлов.

При большем распространении опухоли проводят расширенное тотальное удаление матки и всех лимфатических узлов малого таза. И до, и после такого вмешательства назначают химио- и лучевую терапию.

Если опухоль уже затронула тело матки, яичники и влагалище, полностью иссекают все эти органы. Радиотерапия и противоопухолевое лекарственное лечение также обязательны.

На стадии массового распространения метастазов в отдаленные органы и ткани операции, как правило, уже нецелесообразны. Ведущими методами лечения становятся химиотерапия и радиационное облучение.

Консервативное лечение рака матки

Оно включает химиотерапию и лучевые воздействия. Противоопухолевое лекарственное лечение проводят как традиционными цитостатиками, так и используя новые подходы – таргетную, иммуно- и гормональную терапию.

Основной принцип действия таргетных препаратов — распознание опухолевых клеток по наличию четко определенных молекулярных маркеров и целевое (таргетное) уничтожение таких клеток. Отсюда очевидно, что таргетная терапия показана только в случаях, если на мембранах злокачественных клеток есть такие молекулярные структуры. А потому онкологи нашей клиники, прежде чем назначать данное лечение, обязательно проводят исследование на наличие или отсутствие этих маркеров.

Иммунотерапия связана с тем, что иммунитет не распознает опухоль, как угрозу для организма. Иммунотерапевтические препараты «снимают» этот блок, заставляя иммунную систему уничтожать злокачественные клетки.

Гормональная терапия при раке шейки матки применяется только, если ткани опухоли чувствительны к действию женских половых гормонов. Для определения этой чувствительности также проводится специальное исследование.

В нашем центре 4

Чичигин Алексей Александрович
Врач акушер-гинеколог, врач-онкогинеколог, врач высшей категории
Субботин Дмитрий Николаевич
Врач акушер-гинеколог, врач-онколог, врач высшей категории, к.м.н.
Ахмеров Радмир Дамирович
Врач-онколог, врач акушер-гинеколог, врач первой категории
Самойлов Александр Реджинальдович
Врач акушер-гинеколог, врач-онкогинеколог, врач высшей категории, к.м.н.

Консультация хирурга / оперирующего специалиста по поводу операции (бесплатно по акции) 0 руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-онколога повторный 2 200 руб.