Рак яичка

Что такое рак яичка?

Рак яичка — онкологическое заболевание, при котором злокачественное новообразование формируется из эпителиальных тканей мужских половых желез.

Рак яичка составляет до 2% всех злокачественных опухолей и до 5% в структуре онкоурологических заболеваний. Существует 3 возрастные пика диагностики – у мальчиков до 10 лет, у мужчин репродуктивного возраста 25-40 лет, а также в старшей возрастной группе (после 65 лет). В большинстве случаев поражается только одна тестикула. На долю двустороннего рака приходится не более 3% случаев.

Тестикулярный рак считается достаточной агрессивной онкопатологией, склонной к бурному развитию и раннему появлению метастазов. Достижению устойчивой ремиссии способствует ранняя диагностика заболевания, своевременное и комплексное лечение с помощью современных методов.

Стадии

Исходя из особенностей развития, выделяют четыре стадии тестикулярного рака:

• Первая — патологические изменения затрагивают только яичко. Опухоль незаметна визуально, но определяется при пальпации.
  • Вторая — диаметр опухоли составляет 2-5 см. Новообразование определяется не только пальпаторно, но и визуально, поскольку изменяет форму мошонки. Возможно вовлечение регионарных лимфатических узлов.
  • Третья — злокачественный процесс затрагивает придатки яичка, повышается риск возникновения метастазов в отдаленных лимфатических узлах.
  • Четвертая — опухоль проникает в расположенные рядом ткани, появляются метастазы в отдаленных органах.

Стадирование заболевания проводят в соответствии с международной классификацией (TNM) по следующим критериям:

• T – особенности роста опухоли;
  • N – наличие метастазов в лимфоузлах;
  • M – метастазы в отдаленных органах.

Симптомы

На начальных этапах развития рак яичка никак себя не проявляет. По мере увеличения образования пациент может определить его пальпаторно. Как правило, злокачественные опухоли ощущаются как безболезненное уплотнение в структуре одной из половых желез.

Вследствие прогрессирования патологического процесса возможно изменение плотности тестикул. Увеличивающаяся опухоль провоцирует асимметрию мошонки. Крупные образования сдавливают нервные окончания, что ведет к появлению тупых, ноющих болей в мошонке и надлобковой области. Возможно появление болезненного инфильтрата или скопления жидкости в мошонке.

На поздних стадиях рак яичка проявляется болями, которые возникают при мочеиспускании и дефекации, дискомфортом в паху, увеличением лимфатических узлов, а также симптомами со стороны других органов (что зависит от локализации метастазов). Системные проявления онкопатологии включают слабость, усталость и истощение организма.

Причины

Точные причины развития рака яичек не установлены. Патология считается мультифакторной. Прослеживается связь заболевания с крипторхизмом, врожденными доброкачественными новообразованиями тестикул, а также случаями тестикулярного рака у кровных родственников по мужской линии.

Факторами риска признаны следующие состояния:

• травмы мошонки;
  • вредные привычки;
  • подверженность ионизирующему излучению;
  • гиподинамичный образ жизни;
  • регулярное перегревание яичек, в т.ч. при подогреве автосидений;
  • нарушение трофики органов мошонки;
  • контакт с канцерогенами вследствие профессиональной деятельности и пр.

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика

Подозрение на рак яичка может возникнуть у врача-уролога при физикальном осмотре. Новообразование обычно определяется при пальпации мошонки и диафаноскопии (при просвечивании мошонки). Дифференциальная диагностика проводится с помощью следующих методов:

В процессе обследования определяют степень распространенности опухоли и вовлеченность регионарных лимфатических узлов. Метастазы в других органах выявляют с помощью УЗИ, КТ, МРТ и рентгенографии.

Окончательный диагноз устанавливают по результатам гистологического исследования фрагментов опухоли. Из-за высокого риска метастазирования выполнение аспирационной биопсии нецелесообразно. Обычно проводят резекцию новообразования через небольшой разрез. Удаленные ткани отправляют на экспертизу и по ее результатам принимают решение о дальнейших лечебно-диагностических действиях.

Мнение эксперта

На сегодняшний день рак яичек является одной из наиболее изученных онкоурологической патологий. В медицинскую практику регулярно внедряются усовершенствованные схемы лечения, которые позволяют добиться хороших терапевтических результатов.

Задачей мужчин является регулярная самодиагностика: необходимо периодически исследовать тестикулы и при выявлении любых уплотнений, узелковых образований или инфильтратов без промедления обращаться к урологу.

Лайцан Каринэ Юрьевна
Врач онколог-маммолог, врач химиотерапевт, врач-онкодерматолог, к.м.н.

Лечение рака яичка

При лечении рака яичка применяют комплексный подход. Для ликвидации первичной опухоли проводится хирургическое вмешательство, направленное на удаление пораженной половой железы. Операцию дополняют химиотерапией и облучением.

Консервативное лечение

Необходимость в проведении радиотерапии и химиотерапии определяется в персональном порядке. Фармакологическую терапию препаратами на основе платины могут применять до операции. Лучевая терапия, как правило, проводится после хирургического вмешательства. По завершении лечения возможно назначение заместительной гормональной терапии.

При неоперабельных формах рака проводится паллиативная терапия, направленная на снижение интенсивности симптомов заболевания и повышение качества жизни пациента.

Хирургическое лечение

Стандартом лечения рака яичка является операция – орхофуникулэктомия. Вмешательство подразумевает удаление пораженной железы вместе с семенным канатиком. В ряде случаев операцию дополняют лимфаденэктомией, что способствует достижению ремиссии.

При двустороннем поражении возможно удаление обеих тестикул. Для устранения косметического дефекта проводится протезирование яичек силиконовыми имплантатами.

Профилактика

Превентивные мероприятия относительно рака яичек в случае принадлежности к группе повышенного риска (крипторхизм, неблагоприятный семейный анамнез, атрофия яичек и пр.) подразумевают регулярный контроль состояния половых желез с помощью УЗИ. В целом мужчинам рекомендуют отказаться от вредных привычек, вести активный образ жизни и свести к минимуму контакты с вредными веществами.

Реабилитация после хирургического лечения

В послеоперационном периоде обычно проводится лучевая и симптоматическая терапия, а также медикаментозная профилактика осложнений. Сроки и особенности периода восстановления зависят от объема вмешательства. Обычно пациентам рекомендуют купаться в душе вместо приема ванны, воздержаться от физических нагрузок и сексуальной активности. В дальнейшем необходимо регулярно проходить контрольные обследования.

Какой врач занимается лечением рака яичка?

Лечением заболевания занимается онколог.

Что делать, если рак нашли в молодом возрасте?

Мужчинам с нереализованной репродуктивной функцией в рамках подготовки к операции рекомендуется провести криоконсервацию половых клеток. В последующем замороженные сперматозоиды могут быть использованы в циклах ЭКО.

Как влияет лечение рака на сексуальную функцию?

В результате комплексного лечения рака яичек может развиться импотенция. По достижении устойчивой ремиссии врачи составляют персональную программу восстановления, которая помогает нормализовать качество жизни пациента.

Источники

Калпинский А.С., Прядилова Е.В., Каприн А.Д. Диагностика и лечение метахронного рака яичек. Клинический случай. 2013 г.

Альбрехт А., Букемейер С, Альгаба Ф. Рекомендации по диагностике и лечению рака яичка. 2009 г.

Заболевания по направлению Уролог