Рак щитовидной железы

Что такое рак щитовидной железы?

Рак щитовидной железы — это онкологическое заболевание, при котором злокачественная опухоль располагается в структуре щитовидной железы. Образование развивается в результате онкологической трансформации эпителиальных клеток железы (фолликулярных или парафолликулярных).

Среди всех онкопатологий рак «щитовидки» составляет около 1,5%. Среди больных преобладают женщины старше 40 лет, у которых данная форма онкологии встречается почти в 4 раза чаще, чем у мужчин.

При первичном раке опухоль изначально формируется в структуре железы. При вторичном — проникает в нее лимфо- или гематогенным путем из других органов (такое состояние расценивается как метастазирование).

Стадии

В течении первичного заболевания выделяют 4 стадии:

• Первая, если опухоль находится в толще железы, не деформирует ее капсулу.
  • Вторая А стадия. Устанавливается, если образование деформирует железу, или выявляются множественные узлы без инвазии в капсулу.
  • Вторая Б стадия. В этом случае лимфоузлы по одну сторону железы поражены метастазами.
  • Третья стадия. Устанавливается, если опухоль проникает в капсулу и оказывает давление на рядом расположенные ткани, либо в лимфоузлах по обе стороны выявлены метастазы.
  • Четвертая стадия. Обнаруживается инвазивный рост опухоли в окружающие ткани или метастазы в отдаленных органах.

Прогнозы зависят от степени злокачественности опухоли и стадии заболевания. При ранней диагностике, относительно доброкачественном течении и своевременном начале лечения вероятность выздоровления превышает 80%.

Симптомы

На ранних стадиях рак щитовидной железы протекает без симптомов и диагностируется случайно, обычно во время профилактических исследований органа ультразвуковым методом. Некоторые пациенты самостоятельно выявляют узловатые образования на шее. Из-за склонности отдельных форм неоплазии к раннему метастазированию первым проявлением патологии может быть увеличение регионарных лимфатических узлов.

По мере прогрессирования рака щитовидной железы, признаки и симптомы заболевания нарастают. Увеличиваясь в размерах, опухоль может сдавливать окружающие ткани, вызывая следующие нарушения:

• затруднения при глотании;
  • ощущение давления в шее;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • боль в области шеи;
  • отек мягких тканей;
  • першение в горле;
  • осиплость голоса;
  • поверхностный кашель.

Крупные опухоли деформируют шею, проникают в структуры гортани и повреждают сосуды и нервы.

Причины рака щитовидной железы

Новообразования формируются, как правило, при сочетанном воздействии нескольких онкогенных факторов. Причинами развития рака щитовидной железы могут быть следующие ситуации:

• доброкачественные образования в структуре железы (аденомы);
  • гиперплазия «щитовидки» на фоне снижения ее функции;
  • повышенный воспалительный фон в организме;
  • нейроэндокринные нарушения;
  • воздействие ионизирующего излучения;
  • неблагоприятная наследственность (патологии щитовидной железы и онкозаболевания у кровных родственников).

С учетом этиологии выделяют радиоиндуцированный рак щитовидной железы (возникает под влиянием радиации) и спорадический (обусловлен другими причинами).

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика рака щитовидной железы

При наличии подозрительных признаков рака щитовидной железы нужно обращаться к врачу-эндокринологу. Если в процессе первичного обследования возникают подозрения на неоплазию, пациент направляется к онкологу.

Диагностика начинается с беседы. В процессе консультации врач собирает анамнез, определяет наличие факторов риска онкопатологий и анализирует жалобы. Физикальный осмотр подразумевает пальпаторное исследование области щитовидной железы. Функцию органа оценивают по результатам лабораторных анализов на тиреоидные гормоны.

Структуру железы исследуют в процессе УЗИ. Ультразвуковая диагностика позволяет первично дифференцировать доброкачественные и злокачественные узловые образования щитовидной железы. Метод позволяет визуально оценить размеры, расположение, форму и степень бугристости узлов. При ультразвуковой эластографии определяют их плотность, что помогает сделать предварительные выводы о природе образований.

Если по результатам диагностики патология щитовидной железы с высокой степенью вероятности является раком, пациенту проводят тонкоигольную биопсию. В процессе процедуры получают фрагменты опухоли для гистологического анализа, что позволяет поставить точный диагноз и подобрать оптимальную тактику лечения.

Стадирование рака проводят по результатам комплексного обследования всего организма. Пациент сдает общий и биохимический анализ крови, проходит визуализационные диагностические процедуры (КТ, МРТ, рентгенографию), при которых исследуют жизненно важные органы и лимфатические узлы.

Мнение эксперта

Щитовидная железа – очень уязвимый орган, особенно чувствительный к внешним и внутренним неблагоприятным факторам. Нерациональный режим дня, дефицит витаминов и микроэлементов, серьезные физические нагрузки и стрессы предрасполагают к развитию заболеваний, некоторые из которых потенциально способны трансформироваться в злокачественную опухоль.

Ежегодный контроль состояния щитовидной железы очень важен для женщин старше 40 лет. Лабораторные анализы помогают выявить функциональные нарушения, а ультразвуковой контроль позволяет быстро и точно установить общий характер структурных изменений. При наличии подозрительных признаков могут потребоваться более прицельные обследования, в т.ч. инвазивные – в частности биопсия объемных образований, расположенных в толще щитовидной железы. Своевременная диагностика помогает в установлении окончательного диагноза, способствует раннему началу лечения и улучшает прогнозы.

Серяков Александр Павлович
Врач-онколог, врач-гематолог, врач-радиотерапевт, д.м.н., профессор, отличник здравоохранения РФ, ведущий специалист. Руководитель онкологического центра «СМ-Клиника»

Лечение рака щитовидной железы

Терапевтическую тактику подбирают в персональном порядке с учетом формы и стадии рака, степени злокачественности, количества, локализации и распространенности опухолей, а также общего состояния пациента. Комплексное лечение при раке щитовидной железы может включать следующие методы:

• Операция. Это основной способ лечения рака щитовидной железы, направленный на максимально полное удаление злокачественных клеток. Как правило, удаляется не только опухоль, но и вся железа. Инвазивные образования устраняют вместе с прилегающими тканями. В ряде случаев удалению подлежат регионарные лимфатические узлы. После операции пациенту назначают заместительную гормональную терапию с целью компенсации утраченных функций щитовидной железы.
  • Таргетная терапия. Предполагает применение препаратов, которые блокируют жизнедеятельность раковых клеток. При тиреоидной онкологии используется в комплексном лечении тяжелых форм рака с метастазами в отдаленные органы.
  • Лучевая терапия. Процедура предполагает воздействие на проблемную зону ионизирующим излучением. Метод применяют в случаях, когда невозможно провести операцию, а также для профилактики и лечения рецидивов.
  • Химиотерапия. При раке щитовидной железы применяется редко. В основном в комбинации с лучевой терапией при агрессивных опухолях.
  • Радиойодтерапия. Метод подразумевает употребление внутрь радиоактивного йода, который накапливается в оставшихся после операции злокачественных клетках и уничтожает их.
  • Паллиативная помощь. Требуется пациентам с неоперабельными формами онкопатологии, с целью продления и повышения качества жизни.

Точность современной диагностики, персонифицированный и комплексный подход к терапии позволяют достигнуть устойчивой ремиссии на 10-15 лет и более. Для ранней диагностики возможного рецидива пациенты регулярно проходят скрининговые прицельные обследования.

В «СМ-Клиника» медицинская помощь при онкологических заболеваниях соответствует международным стандартам. Центр располагает передовым диагностическим оборудованием, а прием ведут специалисты с большим практическим опытом.

Профилактика

Чтобы снизить риски развития рака щитовидной железы, следует избегать воздействия провоцирующих факторов (токсические вещества, радиация, вредные привычки). Желательно регулярно контролировать состояние органа с помощью лабораторных и инструментальных методов. Лицам из группы риска по тиреоидному раку следует своевременно лечить доброкачественные образования.

Реабилитация после хирургического лечения

Особенности рекомендаций периода реабилитации зависят от методики проведения вмешательства. Послеоперационное наблюдение длится 2-3 дня.

После выписки необходимо ухаживать за послеоперационной раной и приходить к врачу для контрольных осмотров. До снятия швов нежелательно мочить зону шеи, рану следует защищать от воды повязкой. В ближайший месяц необходимо ограничить физический труд, отказаться от занятий спортом. Функция щитовидной железы компенсируется заместительной гормональной терапией.

Какой врач занимается лечением рака щитовидной железы?

Лечением заболевания занимается врач-онколог.

Можно ли вылечить рак щитовидной железы консервативными способами?

Основным методом лечения злокачественных опухолей данной локализации является хирургическое вмешательство.

Противоопухолевая терапия может проводиться до или после операции. Это зависит от стадии развития заболевания и типа опухоли. Тактика ведения пациента определяется после комплексного детального обследования.

Влияет ли на жизнь удаление щитовидной железы?

Гормоны щитовидной железы очень важны для правильного функционирования всего организма. После удаления органа пациенту назначают заместительную терапию. При подборе корректной дозы и правильном приеме препаратов функция утраченной щитовидной железы надежно компенсируется. Это позволяет человеку вести активный образ жизни.

Источники

Румянцев П.О., Ильин А.А., Румянцева У.В., Саенко В.А. Рак щитовидной железы: Современные подходы к диагностике и лечению – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 448 с.

Харнас С. С. Эндокринная хирургия: руководство для врачей / С.С. Харнас. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 496 с.

Заболевания по направлению Хирург