Рак мочеточников

Что такое рак мочеточников?

Рак формируется при злокачественном перерождении эпителиальных клеток мочеточника. Этот вид онкопатологии чаще диагностируют у лиц 50-70 лет, преимущественно у мужчин.

Около 70% злокачественных образований выявляют в нижней трети мочеточников, более 20% ― в среднем отделе, и только около 2% опухолей формируются в верхней трети. Иногда в мочеточнике появляется сразу несколько очагов. В таком случае говорят о мультифокальном раке. Злокачественные процессы чаще носят односторонний характер.

Рак мочеточника ведет к серьезным нарушениям пассажа мочи на стороне поражения, что чревато гидронефрозом и нарушением функций мочевыделительной системы. Прогрессируя, опухоль проникает сквозь стенку органа в окружающие ткани. Злокачественные клетки распространяются по системе лимфо- и кровообращения с появлением метастазов в отдаленных органах. Кроме того, локализация злокачественной опухоли в верхних отделах мочевыделительного тракта предрасполагает к появлению метастазов в органах, расположенных на удалении. У половины пациентов с раком мочеточников позднее выявляют опухоли мочевого пузыря.

Виды

Злокачественные новообразования мочеточников классифицируют по следующим признакам:

• по происхождению — первичные и вторичные;
  • по количеству очагов — одиночные и множественные;
  • по гистологическому строению — плоскоклеточные, переходно-клеточные и аденокарциномы (железистые);
  • по степени отличия атипичных клеток от здоровых — высоко-, умеренно-, низкодифференцированные и недифференцированные;
  • по степени распространенности патологического процесса — локальный, регионарный и распространенный рак.

Стадирование рака проводят в соответствии с международной классификацией TNM, где T — показатель распространения основного очага, N — отражает вовлеченность лимфоузлов, M — указывает на наличие метастазов в отдаленных органах.

Симптомы

У половины пациентов ранние стадии развития рака мочеточников протекает бессимптомно. Примерно у 50% больных первым проявлением заболевания является эпизодическая гематурия (выделение крови с мочой). При незначительных повреждениях сосудов кровопотери минимальные. Наблюдается слабое окрашивание мочи в розовый цвет и наличие в урине небольших прожилок или сгустков. По мере прогрессирования заболевания кровопотери повторяются регулярно и становятся более выраженными.

Ярким клиническим признаком рака мочеточников является гипертермия в вечернее время. Обычно температура повышается до фебрильных значений.

По мере распространения рака возникают хронические боли в пояснице со стороны поражения. Возможна потеря массы тела, перманентная усталость, слабость, сонливость, исчезновение аппетита и тошнота. Обтурация мочеточника сгустком крови или опухолью приводит к появлению приступа почечной колики.

При развитии метастазов присоединяются симптомы, связанные с вторичным поражением органов. На этом этапе часто присутствуют общие проявления онкологического процесса – слабость, похудение, потеря аппетита, бледность кожи и т.д.

Причины

Слизистая мочеточников чувствительна к механическим и химическим раздражителям, а также инфекционно-воспалительным процессам. Хроническое воздействие неблагоприятных факторов провоцирует гиперплазию эпителия. В дальнейшем нарушается дифференциация клеток и происходит их малигнизация (злокачественная трансформация).

Точные причины рака неизвестны. Однако выделены следующие потенциально предрасполагающие факторы:

• длительное курение;
  • регулярные контакты с химическими веществами;
  • задержки мочеиспускания;
  • мочекаменная болезнь;
  • продолжительный прием диуретиков и некоторых анальгетиков;
  • хронические инфекционно-воспалительные заболевания мочевыводящего тракта;
  • артериальная гипертензия;
  • наследственная предрасположенность.

Патологию чаще диагностируют у жителей больших индустриально развитых городов, что подтверждает косвенную роль экологического фактора в этиологии заболевания.

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Комплексная диагностика рака мочеточников проходит в несколько этапов:

• Лабораторный. Назначают общий анализ крови и мочи, а также цитологическое исследование осадка.
  • Инструментальный. Выполняют УЗИ почек и мочеточников, КТ почек, экскреторную урографию и ангиографию сосудов почек.
  • Эндоскопическое исследование. Проводят цистоскопию, при которой может обнаруживаться выделение крови из пораженного мочеточника.

Окончательный диагноз ставят по результатам гистологического исследования опухоли.

Мнение эксперта

Выделение крови с мочой является поводом для незамедлительного обращения к урологу. Этот симптом указывает на деструктивные изменения в мочевыделительной системе и требует проведения комплексного обследования.

Диагностика рака мочеточника на ранних этапах развития позволяет провести максимально щадящее лечение и предотвратить распространение опухоли на другие органы.

Серяков Александр Павлович
Врач-онколог, врач-гематолог, врач-радиотерапевт, д.м.н., профессор, отличник здравоохранения РФ, ведущий специалист. Руководитель онкологического центра «СМ-Клиника»

Лечение рака мочеточников

Комплексный подход к лечению рака мочеточников помогает добиться выздоровления у большинства пациентов. При подборе терапии онкологи учитывают стадию развития заболевания, вовлеченность окружающих тканей, наличие метастазов, возраст и общее состояние пациента. В большинстве случаев комбинируют хирургические методы, химиотерапию и радиотерапию.

Консервативное лечение

Химиотерапия, иммунная и лучевая терапия применяются в дополнение к операции. Радиотерапия может проводиться также в процессе хирургического вмешательства. Иммунную терапию чаще всего выполняют после операции, основная ее цель — иммунное уничтожение единичных атипичных клеток, которые могли остаться в слизистой мочеточника. Химиотерапия направлена на профилактику появления метастазов в отдаленных органах.

При неоперабельных опухолях проводится паллиативная терапия, направленная на замедление прогрессирования заболевания и снижение интенсивности клинических проявлений. Для достижения этих целей проводят противоопухолевую и симптоматическую терапию.

Хирургическое лечение

Оперативное лечение локального рака мочеточника на ранних стадиях подразумевает удаление пораженной части мочевыделительной системы и восстановление оттока мочи из почки с помощью анастомоза. Опухоли, расположенные в нижней трети трубки, удаляют вместе с частью мочевого пузыря. Распространенный рак требует радикальных мероприятий. Как правило, в этом случае удаляют почку, мочеточник и мочевой пузырь.

Малотравматичные эндоскопические операции проводятся в случаях двустороннего поражения, при наличии у пациента только одной почки, а также при тяжелых сопутствующих заболеваниях.

Профилактика

Профилактика рака мочеточника подразумевает соблюдение здорового образа жизни, своевременное лечение заболеваний мочевыделительной системы и отказ от самолечения при наличии жалоб. Если пациент относится к группе риска, рекомендовано регулярное прохождение урологического обследования.

Реабилитация после хирургического лечения

Особенности реабилитации зависят от стадии заболевания, объемов хирургического лечения и общего состояния больного. Послеоперационное наблюдение длится от 2 до 10 дней, сочетается с симптоматической терапией, медикаментозной профилактикой осложнений и перевязками. На этапе выписки пациенту дают рекомендации относительно образа жизни, диеты, медикаментозного лечения и дальнейших мероприятий. Как правило, после выздоровления пациент должен регулярно проходить специальные обследования.

Какой врач занимается лечением рака мочеточников?

Лечением заболевания занимается онколог.

Как влияет на жизнь удаление почки и мочеточника?

Функции утраченной почки компенсируются оставшейся. С целью снижения нагрузки на мочевыделительную систему рекомендовано соблюдение диеты и ведение здорового образа жизни.

Зачем удалять мочевой пузырь при раке мочеточника?

Цистэктомия проводится не всем больным, а только если имеется повышенный риск распространения злокачественных клеток в сторону мочевого пузыря. Радикальный подход способствует выздоровлению пациента. Для восстановления правильного пассажа мочи проводят реконструктивные вмешательства, при которых новый мочевой пузырь формируют из части кишечника.

Источники

Боковои С.П., Зверев Ю.А. Опухоли мочеточника. Сложные клинические случаи. 2019 г.

Клинические рекомендации. Уротелиальный рак верхних мочевыводящих путей (Ассоциация онкологов России  Российское общество онкоурологов  Российское общество клинической онкологии 2018 г.).