Рак внепеченочных желчных протоков

Что такое рак внепеченочных желчных протоков?

Лечением рака внепеченочных протоков занимается онколог.

При раке внепеченочных желчных протоков злокачественная опухоль возникает в общем печеночном, пузырном или общем желчном протоке, то есть изначально ткань печени остается интактной.

Рак внепеченочных желчных путей считается редким заболеванием. В общей структуре онкопатологий частота диагностики таких опухолей не превышает 1%. Заболевание диагностируют у мужчин в 1,5-2 раза чаще, чем у женщин. Среди больных преобладают лица старше 60 лет. Около 50% опухолей приходится на рак в общем желчном протоке.

Рак формируется при злокачественной трансформации эпителиальных клеток. Для таких опухолей характерен инфильтративный рост, распространение по ходу протока и быстрое метастазирование в лимфоузлы и печень.

При раке внепеченочных желчных протоков всегда существует высокий риск вовлечения важных сосудов (печеночная артерия, печеночная и портальная вены). Опухоль может проникать в 12-перстную кишку и поджелудочную железу.

Виды рака внепеченочных желчных протоков

В зависимости от размеров и степени распространенности опухоли, выделяют следующие стадии рака:

• Первая — злокачественная трансформация затрагивает только слизистый слой.
  • Вторая — опухоль проникает в подслизистый и мышечный слои.
  • Третья — вовлечена вся стенка протока. Возможна начальная инвазия опухоли в окружающие структуры и регионарные лимфоузлы.
  • Четвертая. Вовлечены расположенные рядом органы (желудок, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, другие протоки, печень и печеночные сосуды).

Вне зависимости от размеров опухоли при наличии отдаленных метастазов говорят о четвертой стадии развития рака.

Симптомы рака внепеченочных желчных протоков

Ранние проявления опухоли внепеченочных протоков соответствуют симптомам патологии билиарного тракта. Первым признаком заболевания может быть желтуха. У некоторых пациентов она появляется внезапно, у других — усиливается на протяжении нескольких месяцев или протекает волнообразно. Данный симптом наблюдается почти у всех пациентов с опухолями желчных путей.

Клиническая картина рака внепеченочных желчных протоков состоит из следующих проявлений:

• постоянные боли в правом подреберье, которые усиливаются ночью;
  • нарушения пищеварения (тяжесть после еды, тошнота, метеоризм);
  • снижение массы тела;
  • субфебрилитет или лихорадка.

Обструкция протока опухолью сопровождается усилением желтухи, кожным зудом, обесцвечиванием кала и потемнением мочи. Полная обструкция может стать причиной холангита и гнойного процесса в желчном пузыре. Для поздних этапов развития опухоли характерны множественные нарушения функций желудочно-кишечного тракта, увеличение печени и желчного пузыря.

Причины рака внепеченочных желчных протоков

К раку внепеченочных желчных путей предрасполагают следующие состояния:

• анатомические особенности желчных протоков, препятствующие оттоку желчи;
  • воспалительные заболевания протоков;
  • хронические воспалительные заболевания кишечника;
  • инфекционные заболевания;
  • контакты с токсическими веществами.

Развитию заболевания способствует механическое раздражение стенок протоков конкрементами при желчнокаменной болезни.

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика рака внепеченочных желчных протоков

Первичная диагностика патологии желчных протоков проводится с помощью биохимического анализа крови, а также УЗИ печени и желчного пузыря. При выявлении внутрипротоковой гипертензии и расширения внутрипеченочных протоков требуется уточнение степени окклюзии билиарных путей. С этой целью назначают чрескожную чреспеченочную холангиографию, магнитно-резонансную или компьютерную томографию с контрастным усилением. Для выявления метастазов проводят комплексное обследование всего организма с применением рентгенографии, КТ, МРТ и лабораторных тестов.

Мнение эксперта

Рак внепеченочных желчных протоков встречается редко, однако считается быстро прогрессирующим заболеванием. Прогнозы зависят от сроков диагностики опухоли. Чем раньше она будет выявлена, тем проще и эффективнее лечение. Ежегодные профилактические обследования гепатобилиарного тракта помогают выявить заболевания, которые развиваются бессимптомно, в том числе злокачественные новообразования. Для большей информативности рекомендуется проходить двухэтапный скрининг (печеночные пробы и ультразвуковое исследование).

Серяков Александр Павлович
Врач-онколог, врач-гематолог, врач-радиотерапевт, д.м.н., профессор, отличник здравоохранения РФ, ведущий специалист. Руководитель онкологического центра «СМ-Клиника»

Лечение рака внепеченочных желчных протоков

Персональную программу лечения составляют, исходя из стадии, локализации и объема опухоли. Лечение заболевания проводится комплексно – с применением хирургических и консервативных методов. Такой подход способствует достижению ремиссии и снижает риск рецидивов.

Консервативное лечение

В рамках комплексного лечения может проводиться дистанционная внутрипротоковая лучевая терапия и химиотерапия. При необходимости эти методы сочетают друг с другом. Иногда их применяют в дополнение к хирургическому лечению либо в составе паллиативной терапии у неоперабельных больных. Высокий уровень эффективности против метастазов в брюшной полости демонстрирует внутрибрюшная химиотерапия HIPEC.

Хирургическое лечение рака внепеченочных желчных протоков

Хирургическая операция при раке внепеченочных желчных протоков подразумевает удаление общего желчного протока, желчного пузыря, вовлеченной части печени, поджелудочной железы, желудка и тонкого кишечника. Объем вмешательства зависит от распространенности опухоли и наличия метастазов. В зависимости от особенностей клинического случая и технологических возможностей клиники, проводятся классические открытые вмешательства и малотравматичные (лапароскопические) операции.

При запущенных формах болезни выполняются паллиативные операции, направленные на уменьшение объема опухоли и улучшение функций внутренних органов. В этом случае хирургическое лечение способствует облегчению симптомов заболевания.

Профилактика рака внепеченочных желчных протоков

Для снижения рисков развития рака внепеченочных протоков важно рационально питаться, своевременно лечить заболевания желудочно-кишечного тракта и регулярно проходить профилактические обследования.

Реабилитация после хирургического лечения

В послеоперационном периоде проводятся терапевтические мероприятия в соответствии с персонально составленной программой. Пациент получает симптоматическое лечение. Сроки стационарного наблюдения и особенности реабилитации зависят от объема и сложности вмешательства.

Какой врач занимается лечением рака внепеченочных желчных протоков?

Лечением заболевания занимается онколог.

Как влияет на жизнь пациента удаление желчного?

Желчный пузырь служит резервуаром для желчи, которую вырабатывает печень. В случае его удаления нарушается процесс концентрации секрета, так как через протоки желчь поступает непосредственно в кишечник (точнее в двенадцатиперстную кишку). Поэтому после удаления пузыря необходимо соблюдать диету и придерживаться режима питания. В этом случае пищеварительный тракт адаптируется к новым условиям и начинает функционировать нормально.

Что значит паллиативное лечение при раке внепеченочных желчных протоков?

Паллиативные мероприятия проводятся в тех случаях, когда опухоль является достаточно распространенной и имеются отдаленные метастазы. Полностью удалить злокачественные клетки из организма не представляется возможным. В этом случае лечебные мероприятия направлены на улучшение качества жизни пациента. Для достижения поставленных задач могут применяться как консервативные, так и хирургические методы.

Источники

Москвичева Л.И. Фотодинамическая терапия больных раком проксимальных внепеченочных желчных протоков. [Электронный ресурс] // «Исследования и практика в медицине», 2019.

Базин И.С., Бредер В.В., Долгушин Б.И. Клинические рекомендации по лечению больных раком внепеченочных желчных протоков. 2019 г.

Заболевания по направлению Хирург