Erid: LdtCKcqoH ООО «ГК СМ-Клиника» ИНН 7743846660
Главная | Заболевания | Метастазы рака в печень

Метастазы рака в печень

Метастазы рака в печень – это распространение злокачественных опухолей с других органов (легкого, желудка, предстательной железы, молочной железы, матки) в печень по кровеносной и лимфатической системе.

Причины развития метастатического рака печени

Современная медицина позволяет значительно увеличить продолжительность жизни больных с метастатическим раком печени и повысить вероятность благоприятного исхода заболевания.

Причина высокой вероятности метастазирования рака в печень кроется в особой функции и анатомической особенности этого органа. Печень является мощным фильтром организма от различных вредных веществ: за одну минуту она очищает от токсинов до полутора литров крови. При онкологических заболеваниях раковые клетки с кровотоком проходят через печень, по истечении определенного времени формируя в ней новые опухолевые очаги.

Риск развития метастатического рака печени существует в следующих случаях:

• III и (или) IV стадия рака легкого, желудка, кишечника, поджелудочной железы и других органов;
  • поздняя диагностика первичного рака;
  • отсутствие или некачественное лечение первичного рака;
  • курение, злоупотребление алкоголем.

Симптомы метастазов в печени

Вторичная опухоль печени может сопровождаться следующими проявлениями:

• вздутием живота и связанными с этим дискомфортными ощущениями;
  • появлением тошноты, иногда с эпизодами рвоты;
  • диспепсическими явлениями в виде запоров или диареи;
  • снижением аппетита;
  • резкой потерей массы тела;
  • незначительным, но стойким увеличением температуры тела;
  • появлением общего недомогания и быстрой утомляемости.

К сожалению, все эти признаки появления метастазов в печени не являются специфическими для онкологических патологий. Отсутствие специфичности означает, что данные проявления довольно просто перепутать с симптомами других печеночных нарушений. Это усложняет диагностику заболевания и ухудшает прогноз. Тем не менее, специалисты Онкологического центра всегда помнят о том, что вторичные очаги в печеночной ткани — один из самых частых путей метастазирования при многих типах злокачественных патологий. Поэтому, если у пациента уже выявлена опухоль в другом органе, наши онкологи всегда будут с особенной внимательностью оценивать результаты обследований печени.

Еще один частый симптом метастазов в печени — нарушение работы желчного пузыря. С ростом размеров вторичного очага он начинает постепенно пережимать желчевыводящие пути, все в большей степени затрудняя отток желчи в полость кишечника. На этом этапе у пациента начинает развиваться механическая желтуха, которая обусловлена тем, что желчь, не способная вывестись из желчного пузыря естественным образом, начинает через его стенки поступать в кровяное русло. С током крови она разносится по всему организму, что приводит к характерному желтушному окрашиванию кожных покровов, склер (белковых) и слизистых оболочек глаза, осветлению кала и приданию моче темного оттенка. Кроме того, химическое воздействие желчных кислот на кожу вызывает появление зуда. На этой же стадии развития заболевания больные начинают предъявлять жалобы на постоянные боли ноющего характера, которые локализуются в правой подреберной области и обусловлены повышением давления в желчном пузыре.

На поздних стадиях развития опухоли в области правого подреберья начинает прощупываться плотное бугристое новообразование. В этот период печеночные метастазы уже провоцируют развитие анемии, появление спонтанных кровотечений из внутренних органов и возникновение асцита (накопление жидкости в брюшной полости). Наконец, вся печень в целом постепенно утрачивает способности нейтрализовать различные опасные химические вещества, и состояние больного ухудшается по причине нарастающей интоксикации организма.

Диагностика метастазов в печени

Для выявления этой патологии наши специалисты-онкологи используют весь спектр современных лабораторных и инструментальных методик. Визуализировать вторичные опухолевые очаги можно при помощи:

• ультразвукового исследования печени;
  • компьютерной, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией;
  • радиоизотопного сканирования и т.д.

Важную роль среди специфических методов диагностики первичного рака печени играет выявление в крови пациента онкомаркера, называемого альфа-фетопротеином (АФП). Он представляет собой белковое соединение, которое в норме наличествует только в кровеносной системе плода и самостоятельно пропадает после рождения ребенка. Появление АФП в крови взрослого человека — свидетельство развития опухолевого процесса в печени.

Окончательное подтверждение диагноза вторичного рака печени проводят при помощи биопсии опухолевого очага. Она может выполняться инцизионным, аспирационным или пункционным способом. Выбирает методику врач, учитывая все факторы, имеющиеся у конкретного больного. Биологический материал, полученный в ходе биопсии, направляют в лабораторию, где проводят их гистологическое и цитологическое типирование под микроскопом.

Собственного деления по стадиям метастатический рак печени не имеет. В соответствии с международной классификацией TNM наличие или отсутствие метастазов в отдаленных органах отражает параметр «М». И вне зависимости от того, где именно возникла первичная опухоль, появление ее отдаленных метастазов классифицируется, как «М1» и автоматически переводит заболевание в IV стадию. Следовательно, если первичная опухоль уже метастазировала в печень, то это в любом случае рак IV стадии.

Как лечить метастазы в печени?

Выбор оптимальной схемы лечения этой патологии зависит от:

• размеров вторичного очага;
  • точного места его локализации;
  • возраста пациента;
  • его общего состояния и других параметров.

Но наиболее радикальным и результативным способом избавления от печеночных метастазов считается хирургическое вмешательство. Операция в этом случае подразумевает удаление той доли печени, в которой был выявлен вторичный очаг. В некоторых случаях, когда размеры опухоли достаточно велики, может потребоваться и резекция половины печени. Иногда решение о количестве ткани, подлежащей удалению, принимается хирургом непосредственно во время выполнения вмешательства — на основании результатов биопсии, которая проводится прямо в операционной.

Методика выполнения вмешательств может быть как традиционной, с широким доступом через брюшную стенку, так и лапароскопической. Последний способ предпочтительнее из-за меньшей травматизации тканей, но использовать его можно только при единичных метастазах небольших размеров.

Современные методы лечения метастазов в печени
Микроволновая абляция опухоли – лечение онкологии

Химиотерапия при метастазах в печени

Традиционные препараты-цитостатики при вторичных опухолевых поражениях печени довольно редко демонстрируют эффективность. Тем не менее, в соответствии с международными протоколами лечения иногда рекомендовано применение полихимиотерапии несколькими лекарствами. Их выбор в основном зависит от того типа опухоли, которая является первичной.

Кроме того, сегодня широко используют таргетную терапию. В ней применяют препараты, которые имеют конкретную «мишень» воздействия — определенную молекулу, необходимую для роста и выживания раковых клеток.

Наиболее распространенный таргетный препарат при метастатическом первичном раке печени — сорафениб.

Кроме того, для лечения метастазов в печени можно применять и ряд других современных методик:

• радиохирургические операции;
  • селективное внутреннее облучение опухолевого очага (SIRT);
  • протонные и термические воздействия;
  • транскатетерную эмболизацию опухолевых очагов;
  • имплантацию в сосуды печени порт-систем для инфузии химиопрепаратов;
  • внешние лучевые воздействия.

Осложнения метастатического рака печени

Наиболее частым осложнением вторичных опухолевых очагов в печеночной ткани является прорастание новообразования в желчный пузырь и желчевыводящие пути, что проявляется:

• болевыми ощущениями в верхних и правых отделах живота, носящими тупой и постоянный характер;
  • усиленным образованием газов в кишечнике;
  • некоторым повышением температуры тела, которое упорно держится на одинаковом уровне;
  • нарушениями аппетита и потерей массы тела;
  • тошнотой и иногда рвотой, не приносящей облегчения;
  • желтушной окраской кожных покровов и белков глаз;
  • усиленным потоотделением, особенно в ночное время.

Прогноз заболевания

Прогноз срока жизни с метастазами в печени зависит от типа первичной опухоли, которая стала источником метастазирования. Например, при полном хирургическом удалении печеночных метастазов рака толстой кишки пятилетнюю выживаемость демонстрируют до 45% пациентов.

Источники:

1. Patiutko I.I., Pylev A.L., Sagaidak I.V. et al. Surgical and combined treatment of patients with metastatic liver and lymph nodes invasion by colorectal cancer. Khirurgiia (Msk). 2010;(7): 49–54.
  2. The Global Cancer Observatory. All cancers Source: Globocan 2018. 2018.
  3. WGO Practice Guideline - Hepatocellular Carcinoma (HCC). The World Gastroenterology Organisation, Global Guidelines, November, 2009.
  4. World Health Organization. Cancer. Key facts. 12 September, 2018.
  5. Котельников А.Г., Подлужный Д.В., Агафонова М.Г. Выживаемость больных злокачественными опухолями печени после хирургического лечения. Анналы хирургической гепатологии, 2010.
  6. Онкология: Национальное руководство / под ред. В.И. Чиссова, М.И. Давыдова; Ассоциация онкологов России, Ассоциация медицинских обществ по качеству. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 1072 с.
  7. Плечев В.В., Муфазалов Ф.Ф., Шестаков А.И., Ишметов В.Ш., Логинов М.О., Утенская И.Д. Эффективность лечения гепатоцеллюлярного рака и метастазов рака других локализаций в печень методом химиоэмболизации. Медицинский вестник Башкортостана. 2012. №1.