Рак вульвы

Что такое рак вульвы?

Рак вульвы — онкологическая патология, при которой злокачественная опухоль поражает женские наружные половые органы (половые губы, клитор, заднюю спайку или бартолиновы железы).

Рак вульвы считается достаточно редкой патологией в онкогинекологии. Заболевание составляет 4-6% от всех случаев рака и выявляется у 2-4 человек на 100 тысяч населения. Среди больных преобладают женщины старшей возрастной группы (65-75 лет). Случаи развития рака вульвы у девушек и женщин репродуктивного возраста единичны.

Рак возникает при злокачественной трансформации клеток эпителия наружных половых органов. Атипичные клетки усиленно делятся, вытесняя здоровые, что становится причиной распространения патологического процесса. Злокачественные опухоли характеризуются инвазивным ростом. Проникая в кровеносные и лимфатические сосуды, патологические клетки способны распространяться в организме, имплантироваться в здоровые ткани и провоцировать появление вторичных опухолей (метастазов).

Виды

В 90% случаев в области наружных половых органов развиваются плоскоклеточные опухоли с высокой степенью дифференцировки клеток. Исходя из особенностей роста, выделяют следующие виды злокачественных новообразований:

• экзофитные (растут наружу);
  • узловатые (формируют локальные плотные очаги в мягких тканях);
  • язвенные (провоцируют образование раны);
  • инфильтративно-отечные (сопровождаются выраженными воспалительными изменениями).

С учетом степени распространенности злокачественного процесса выделяют следующие стадии развития рака вульвы:

• Нулевая (преинвазивный рак) — злокачественные клетки локализованы в эпителиальном слое.
  • Первая — опухоли до 2 см в диаметре с инвазией до 1 см.
  • Вторая — диаметр опухоли превышает 2 см.
  • Третья — патологические изменения затрагивают окружающие органы, а в регионарных лимфоузлах обнаруживаются метастазы.
  • Четвертая (распространенный рак). Вовлечены слизистая оболочка мочевого пузыря и прямой кишки, все ближайшие лимфоузлы. Возможны метастазы в отдаленных органах.

Симптомы

Для ранних проявлений рака вульвы характерны симптомы раздражения слизистой оболочки наружных половых органов. Женщину могут беспокоить приступы «неясного» дискомфорта, зуда или жжения. Симптоматика обычно усиливается в ночное время. При самостоятельном осмотре можно выявить новообразование в виде нароста, соцветия цветной капусты, подкожного узла или мокнущей ранки.

По мере распространения опухоли возникают болезненные ощущения. Особенно интенсивные боли наблюдаются при вовлечении клитора. Формирование язвенного дефекта сопровождается сукровичными или кровянистыми выделениями. При вторичном инфицировании возможны гнойные выделения с неприятным запахом.

В запущенных случаях рак вульвы проявляется увеличением паховых лимфоузлом и отечностью в области лобка. Системные проявления распространенного рака — слабость, утомляемость, тошнота, субфебрилитет и т.п.

Причины

Механизм развития рака вульвы полностью не изучен. Определенную роль играют гормональные перестройки в период климакса, которые влияют на процесс дифференциации эпителиальных клеток.

Предрасполагающими факторами считаются:

• хронические воспалительные процессы в области половых органов;
  • половые инфекции;
  • носительство папилломавируса;
  • дистрофические изменения половых органов (крауроз, лейкоплакия и пр.);
  • новообразования на половых органах;
  • вредные привычки;
  • избыточный вес;
  • сахарный диабет;
  • артериальная гипертензия.

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Почему «СМ-Клиника»?

Лечение проводится в соответствии с клиническими рекомендациями
Комплексная оценка характера заболевания и прогноза лечения
Современное диагностическое оборудование и собственная лаборатория
Высокий уровень сервиса и взвешенная ценовая политика

Диагностика

Рак вульвы диагностируют в процессе комплексного обследования, которое проходит в несколько этапов:

1. Гинекологический осмотр. Выявляются изменения кожи и слизистых, оценивается степень распространенности процесса и вовлеченность внутренних половых органов.
  2. Кольпоскопия. Патологические очаги изучают с помощью специального прибора, создающего многократное увеличение.
  3. Биопсия. Фрагмент опухолевой ткани отправляют на цитологический и гистологический анализ для верификации диагноза.
  4. Лабораторные анализы. Проводят общий анализ крови, тесты на онкомаркеры и биохимические исследования.
  5. УЗИ органов малого таза и регионарных лимфоузлов. Предоставляет информацию о степени распространенности онкологического процесса.

При подтверждении диагноза проводится расширенное обследование – УЗИ, КТ или МРТ внутренних органов, рентгенографию грудной клетки, что позволяет выявить метастазы.

Мнение эксперта

Несмотря на то, что при раке вульвы патологические изменения хорошо видны невооруженным глазом, очень много женщин обращаются за помощью с запущенными формами заболевания. Учитывая тот факт, что рак развивается медленно (на протяжении нескольких лет), имеется достаточно широкий период терапевтического «окна», когда лечение особенно эффективно.

Возможности лечения рака вульвы максимально широки на ранних стадиях, поэтому очень важно обратиться к врачу при первых признаках болезни.

Лайцан Каринэ Юрьевна
Врач онколог-маммолог, врач химиотерапевт, врач-онкодерматолог, к.м.н.

Лечение рака вульвы

Онкологические заболевания лечатся комплексно с применением хирургических и консервативных методов. Терапевтическая тактика составляется персонально для каждой пациентки с учетом стадии развития рака, общего состояния организма и наличия сопутствующих заболеваний.

Консервативное лечение

Консервативные мероприятия чаще всего дополняют хирургическое лечение. В большинстве случаев после операции по удалению опухоли проводится химиолучевая терапия.

Изолированное применение консервативных методов показано в неоперабельных случаях. Лечение направлено на замедление развития заболевания и уменьшение массы опухоли. В ряде случаев радиотерапия и химиотерапия предшествуют операции, позволяя уменьшить размеры опухоли, что создает фон для проведения радикального хирургического вмешательства.

Хирургическое лечение

Органосохраняющие операции проводятся при диагностике рака вульвы на преинвазивной стадии. В этом случае показана широкая эксцизия. В процессе вмешательства удаляют лоскут тканей вместе с опухолью и подслизистым слоем.

При раке второй-третьей стадии проводится вульвэктомия (удаление наружных половых органов) с паховой и подвздошной лимфаденэктомией. В запущенных случаях удаляют все вовлеченные органы (наружные половые, влагалище, матку и придатки, мочевой пузырь, прямую кишку).

Профилактика

Превенция рака вульвы у женщин подразумевает тщательный контроль за здоровьем, регулярные профилактические обследования у гинеколога и обращение за помощью при первых признаках заболевания. Для снижения рисков развития рака стоит отказаться от вредных привычек и вести активный образ жизни. Профилактика возрастных инволютивных изменений предполагает заместительную гормональную терапию и применение гормональных препаратов местного действия. Назначение этих средств должен проводить только гинеколог – самолечение может быть опасно!

Реабилитация после хирургического лечения

После хирургического лечения проводится курс лучевой и/или химиотерапии. До полного заживления раны проводятся перевязки. После выписки наблюдение продолжается в амбулаторном порядке. В период реабилитации рекомендуется тщательно соблюдать гигиену половых органов, ограничить физические нагрузки и рационально питаться.

Какой врач занимается лечением рака вульвы?

Лечением заболевания занимается онколог.

Обязательно ли при раке вульвы удалять все наружные половые органы?

Локальное иссечение опухоли возможно только на нулевой стадии развития заболевания, когда не повреждена базальная пластинка эпителия. В остальных случаях применяется радикальный подход.

Всегда ли папилломы на половых органа становятся раковыми опухолями?

Нет. Онкогенный риск в первую очередь зависит от штамма папилломавируса, который вызвал инфицирование. Также причинную роль играют дополнительные провоцирующие факторы – сниженный иммунитет, гормональный дисбаланс, ожирение и другие.

Источники

Рак вульвы Авторы: Pedro T. Ramirez , MD, The University of Texas MD Anderson Cancer Center; Gloria Salvo , MD, MD Anderson Cancer Center, фев 2019.

Дикарева Е.Л., Коновалов Д.Ю., Ким В.И. Результаты лечения больных злокачественными новообразованиями вульвы. 2016 г.